Текстовая версия выпуска
Многие предприниматели относятся к кассовым и банковским операциям как к процедуре необязательной, внимание которой стоит уделять только в редких случаях.
Логика в данном случае предельно простая: малый бизнес – это упрощенная бухгалтерия, а банк и касса – без пяти минут полноценный управленческий учет. В общем, вопрос из разряда «Зачем платить больше?». На него мы и постараемся ответить в этом подкасте. Речь пойдет и об индивидуальных предпринимателях, и об ООО, поскольку проблема касается всех и каждого.
Вместо гранта штраф в 500 МРОТ
Однажды простой российский предприниматель (ИП) открыл расчетный счет в банке, чтобы положить туда деньги для участия в конкурсе на получение гранта. Согласно условиям конкурса, наличие счета являлось обязательным для участия. Сначала он его пополнил, указав «собственные средства для участия в конкурсе», а потом деньги снял.
Через некоторое время банк прислал уведомление о необходимости заполнения «Расчета лимита кассы». Ссылаясь при этом на одно из положений Центробанка и угрожая штрафом в 400-500 минимальных размеров оплаты труда. То есть банк потребовал от ИП ведения кассы, установления ее лимита и прочие радости. Хотя в указанном положении речь идет только о юридических лицах.
Самое интересное, что так зачастую поступают и налоговые органы. Только в качестве доказательства они ссылаются на статью 15.1 Кодекса об административных правонарушениях, в которой также об ИП нет ни слова. Правда, размер штрафов в данном случае будет на порядок поменьше – 4-5 тыс. рублей.
В связи с этим можно сделать вывод: хоть в законодательстве и не прописано, что ИП должен вести кассу и согласовывать лимит ее остатка, представители банков и налоговых живут по другим правилам. Можно конечно, ходить и возмущаться: «Беспредел! Совсем малый бизнес хотите без штанов оставить?». Но это навряд ли поможет. Самый эффективный способ – отстаивать интересы в суде. А хочется ли вам тратить на это свое время и нервы? Тем более что операции по банку и кассе сравнительно не сложные. И могут существенно помочь вам в развитии бизнеса.
Банковские проверки: детали и 1 секрет
У организаций операции по банку и кассе без сомнений являются обязательной процедурой. Поскольку ООО, как минимум, являются юридическими лицами. Как максимум, - заинтересованы в том, чтобы отслеживать изменения уставного капитала, оценивать стоимость долей участников, а также определять величину активов.
Мало того, существует такое понятие, как банковские проверки, в ходе которых оценивается порядок ведения кассовых операций. Проходят они систематически, поэтому не удивляйтесь, если выбор банка падет и на вас.
На какие детали обращают внимание?
1. Соответствие данных банка записям в кассовой книге организации по суммам и срокам. Наличие денег в кассе и условия их хранения обычно не проверяются.
2. Соблюдение сроков и порядка сдачи выручки в банк. Соотносится сумма, поступившая в кассу за определенный период, с той, которая была сдана в банк. А также проверяется, своевременно ли были возвращены в банк средства на зарплату, социальные пособия и прочее, которые не выплачены в срок.
3. Соблюдение условий расходования денег, поступающих в кассу. Предварительно эти условия согласовываются с банком.
4. Соблюдение предела сумм расчетов наличными.
5. Соблюдение лимита остатка в кассе, установленного банком.
6. Ведение кассовой книги и прочих кассовых документов.
При этом следует помнить: нигде не прописано, что все подтверждающие документы организация обязана представить в банк. Хотят посмотреть – пусть приезжают в гости. В этом и заключается секрет:).
Что делать?
Начать вести банк и кассу. В электронном бухгалтере Эльба в разделе «Бизнес» как раз появились для этого новые возможности: назначать доходам и расходам типы операций, формировать кассовые документы для налоговой и банка. А также составлять простейшую картинку прошедшего дня. Последнее пригодится для того, чтобы принимать правильные решения по развитию бизнеса.
Кроме того, в Эльбе теперь можно подгружать в первичные документы логотип, печать и подпись. Если договориться с контрагентами о юридической значимости факсимильной подписи, можно обмениваться документами через интернет. Во-первых, это быстро и дешево, во-вторых – экологично.
При этом стоимость веб-сервиса останется прежней. 300 руб. в месяц – для ИП, 1 200 руб. за 3 месяца – для ООО.
Для тех, кто еще не в курсе напомню, что электронный бухгалтер Эльба – это помощник для малого бизнеса, который позволяет самостоятельно, без помощи бухгалтера, вести бухгалтерский учет, сдавать отчетность во все контролирующие органы и повышать эффективность бизнес-процессов.