Текстовая версия выпуска
Сотрудничество с пометкой «не выгодно»
Несмотря на широкое распространение однодневного способа ведения бизнеса, предприниматели все еще с пренебрежением относятся к проверкам своих контрагентов. Оправдания на этот счет у каждого свои. И чем больше этих оправданий, тем уверенней можно говорить о том, что фальшивых организаций, жадных до чужого баланса, хватит и на наш век.
Только 30 %-ам предпринимателей небезразличен их бизнес
На сегодняшний день картинка примерно следующая:
40% предпринимателей не собираются проверять своих контрагентов, потому что это не сможет изменить их решения о заключении сделки;
30% - планируют внедрить подобную практику в ближайшем будущем, но точных сроков не называют;
И только оставшиеся 30% на каждого нового контрагента делают выписку из госреестра, чтобы убедиться в его добросовестности.
В России каждая вторая фирма – однодневка. То есть та, которая создается не ради бизнеса, а с целью ухода от налогов или организации «черных» схем. Получается, каждого второго контрагента интересует не взаимовыгодное сотрудничество, а исключительно собственная выгода. И из-за наивности или лени (кому как больше нравится) о возмещении НДС можно забыть. Судебная практика показывает, что в этом случае всегда правы налоговые органы (за очень-очень редким исключением). Что в принципе логично: не удосужился проверить контрагента, значит, способствуешь распространению незаконного бизнеса.
Вычеты по НДС – это еще полбеды. Но вот когда фирма-однодневка выступает, к примеру, в роли продавца, сотрудничество с ней напрямую влияет на размер прибыли. А иногда становится причиной банкротства. Предприниматель перечисляет деньги, а взамен не получает ничего. Достаточно распространенная и уже порядком поднадоевшая история.
Признаки недобросовестности
Признаков, позволяющих отличить добросовестного контрагента на самом деле очень много. В законодательстве прописано аж 109 пунктов. Но основные из них – это:
регистрация по «массовому» адресу, то есть на какой-нибудь квартире, где зарегистрировано еще сотни непонятных фирмочек;
так называемое, многопользовательское имя учредителя – то, которое засветилось не в одной организации;
свежая дата регистрации – накануне заключения договора;
сомнительные подписи на документах, не похожие на оригиналы.
Для того чтобы это понять, достаточно воспользоваться поисковой системой и собственной смекалкой. Но лучше всего сделать выписку из госреестра и получить полноценный набор информации, которая и поможет расставить все точки над i.
Цена добросовестности
Один из самых распространенных аргументов в пользу того, почему предприниматель не проверяет своих контрагентов, - деньги. Действительно, стоимость одной выписки составляет порядка 400 руб. На себя ее, правда, можно получить бесплатно. Это если делать запрос в налоговой. Но это надо идти, ждать, а некоторые сделки, сами понимаете, проволочек не терпят. Однако даже если бы не надо было идти и ждать, сумма в 400 руб. – довольно существенный минус в строке бюджета.
В "Электронном бухгалтере "Эльба" в разделе бизнес появилась новая вкладка – «Шпионаж». Это значит, что у пользователей любого платного тарифа теперь есть возможность делать 5 выписок в месяц. Не выходя из офиса! Выписка приходит в течение часа и в ней содержится подробная информация об интересующей организации: дата регистрации контрагента, учредители, размер уставного капитала, статус, виды деятельности, место нахождения и многое-многое другое.
***
Проверять или не проверять контрагента – это личное дело каждого. Но чем дольше мы будем «поощрять» деятельность однодневок своим равнодушием, тем сложнее будет раскрутить бизнес в России.